Воскресенье, 5 апреля 2015 года от Рождества Христова. Весь честной армянский народ празднует Сурб Затик (Пасху). В школе и взрослые, и дети приветствуют друг друга словами:
— Քրիստոս յարեաւ ի մեռելոց (Хритсос воскрес из мертвых!)
— Օրհնեալ է յարութււնն Քրիստոսի (Благословенно Христово Воскресение!)
И вот уже пасмурное утро перестает давить серостью и холодом, душа постепенно наполняется радостью. Спаси Бог Вас, Люди!
Щедрые хозяюшки подготовили столы, полные всевозможных пасхальных украшений и кулинарных изделий: Древа жизни, сделанные из вишневых веточек, на которых красовались самодельные бумажные яйца, салфетки, вышитые зелеными и красными нитками (зеленый цвет – символ мужского начала, красный – женского), куличи, гата, пахлава, крашеные яйца в корзинках, проросшая пшеница.

Если вдруг один из игроков бросал другого наземь, второй воспринимал это как оскорбление, и обязан был смертельно отомстить своему обидчику, что и сделал Моси, застрелив несчастного Саро. Несмотря на то, что действия возлюбленного Ануш были 
«Наша Ануш» — старшеклассница Мери Егеазарян, прекрасно справилась со своей ролью. Внешне она по-туманяновски – настоящая «…девушка гор, красавица гор, смуглая краса, черная коса!..», имеющая «…стан стройный, розы щек!.. темных морей» — очи. И пела, и читала монологи девушка очень убедительно. Особенно запомнилась ее слезная мольба к Моси (Карен Григорян) о том, чтобы тот не убивал ее Саро (Армен Аветисян). Бедная нани – мать Ануш (Кристине Ованесян), тщетно старалась своими строгими уговорами удержать дочь дома. Слова автора красивым голосом читала учитель армянского языка и литературы – ориорд Карине Акопян. Танцы – два с участием девочек, нежные и спокойные, третий – «Танец пастухов», динамичный, быстрый, – наряду с красивыми костюмами, песнями, явились одним из главных украшений спектакля. Зритель от души аплодировал всем артистам!
Далее ученики, учителя и родители объединились в общей молитве «hАйр мер» («Отче наш»), прочитанной на грабаре (древнеармянском языке). Краем глаза посматривая на своих «желторотиков», взрослые умилялись тому, как складно те соединяли свои маленькие ладошки в молитвенной позе, уверенно произносили слова.
Следующими выступили малыши со своим любимым воспитателем тикин (госпожа) Дианой (Барсегян), одетой в национальный 
Далее тикин Заруи (Симонян) напомнила всем о том, что 24 апреля исполнится 100 лет со дня Геноцида армян (массовое убийство армянского населения в Османской империи с 1915 по 1923 годы), который унес 1.5 миллиона невинных жертв. Остальные полмиллиона (в канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян) — рассеялись по всему миру. Идеи пантюркизма младотурецкого правительства (пришло к власти в 1908 году) предполагали тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армяне предпочли умереть, чем предать веру во Христа и потерять свою национальную идентичность.
29 января 2015 года была принята Всеармянская декларация к 100-летней годовщине Геноцида. В мемориальном комплексе Цицернакаберд состоялась церемония ее оглашения Президентом РА Сержем Саргсяном. Государственной комиссией по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, совместно с действующими в диаспоре региональными комиссиями были придуманы девиз («Помню и требую!») и эмблема – цветок незабудки (анморук). 
В заключительной части праздничного представления всем ребятам подарили значки с изображением незабудки и объяснили, что на различных языках этимология названия цветка отражает одинаковый смысл – «ПОМНИ». Именно он является основным посланием 100-й годовщины. Незабудка в средневековье считалась символом присутствия Бога. Пять лепестков Незабудки символизируют пять континентов, на которых нашли пристанище спасшиеся от Геноцида дети армянского народа, лишившись возможности жить на Родине. Цветок имеет четыре основных цветовых компонента – фиолетовый, светло-фиолетовый, желтый и черный. Каждый из них несет в себе определенный смысл: черный цвет символизирует ужасы резни и память о Геноциде. Внутренний лучеобразный светло-фиолетовый – несет в себе идею единения. В качестве преобладающего цвета эмблемы предложен фиолетовый. Он широко распространен в элементах одежды служителей Армянской церкви. Желтым цветом изображен свет Солнца, дающего надежду на жизнь и созидание, в виде расположенных по кругу 12 склоненных плит, символизирующих мемориальный комплекс Цицернакаберда.

Друзья! Любви Вам Христовой и душевного мира, ибо сказано: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?..» (Мф. 16, 26).
Рита ГЕВОРГЯН
Фото автора