8 апреля Армения празднует Затик

Армянская Пасха – Затик – отмечается на следующее воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. В 2012 году Затик празднуется 8 апреля.

Армянское слово «Затик», происходит от «азатутюн» или «азатвел», что переводится как «свобода», «освобождаться» и означает избавление от страданий, зла и смерти. Праздник начинается вечером в страстную субботу после завершения «андастана» (церковный обряд – освящение четырех сторон света).

Вспомнив слова Иисуса о том, что Он воскреснет на третий день после смерти, иудейские первосвященники потребовали у римского наместника Понтия Пилата «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых». По приказу Пилата вход в гробницу запечатали и приставили к нему стражу. На третий день утром ученики Иисуса пришли к гробнице совершить послепогребальный обряд и увидели, что каменная плита отвалена от входа в гробницу, а внутри сидит ангел. «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес; Его здесь нет», – сказал он. Увидев гробницу пустой, римские солдаты помчались к старейшинам рассказать об исчезновении. Посовещавшись, старейшины заплатили воинам и обещали спасти их от гнева Пилата при условии, что солдаты будут утверждать, будто ночью тело Христа выкрали Его ученики.

Первой, кому воскресший Христос явился после воскресения, была Мария Магдалина. Он велел ей: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Затем Христос явился десяти апостолам. Отсутствовавший апостол Фома, услышав о явлении Христа, не поверил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через неделю Христос явился молившимся одиннадцати апостолам и обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» На что Иисус ответил: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Третьим по счету стало явление Христа семерым апостолам у Галилейского озера, где Он поручил апостолу Петру свою земную паству.

Ранняя церковь в день Пасхи отмечала распятие Христа. С IV века акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Многие церковные праздники связаны с солнечным циклом и потому неподвижны. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и дата ее празднования год от года различна. Вопрос был окончательно решен на Первом Вселенском Соборе в 325 г., который постановил, что ее «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия». Когда Пасха стала отмечаться как подвижный праздник, начали составлять специальные таблицы – пасхалии, определяющие даты празднования на много лет вперед.

Раньше Пасха в Армении называлась «кармир кираки» (красное воскресенье). В красный цвет, символизирующий животрепещущую кровь распятого Христа, пролитую во имя спасения людей, красят яйца, которые во многих религиях считаются символом воскресения, так как содержат семя жизни. Святой Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: «Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой – воздух, белок – воду, желток – землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа».

Армянские женщины должны были изготовить хотя бы одно декоративное яйцо, которое вешалось на традиционное пасхальное Древо жизни, сделанное из веток вишни, переплетенных красных (женское начало) и зеленых (мужское начало) ниток. Кухню украшали венком из колосьев зерна. Была популярна и самодельная кукла Аклатиз, украшенная 49 камушками и репчатым луком: считалось, что она приносит в дом и в семью удачу. В Аклатиз также втыкали семь перьев, символизирующих пост, который длился 49 дней или 7 недель.

Приветствуя друг друга в день Пасхи, армянские христиане говорят:

– Քրիստոս հարյավ ի մեռելոց!

– Qristos Haryav i mereloc!

– Христос воскрес из мертвых!

 

– Օրհնյալ է հարությունը Քրիստոսի!

– Orhnyale harutyun Qristosi!

– Благословенно Христово воскрешенье!

 

Подготовил Саркис ЭЛЧАКЯН

Total
0
Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Prev
В Армении открыта постоянно действующая выставка белорусской сельхозтехники

В Армении открыта постоянно действующая выставка белорусской сельхозтехники

Next
Армянские беседы

Армянские беседы