В галерее «Академия» при Белорусской государственной академии искусств открылась выставка художников-педагогов Ереванской школы искусств имени Лазаря Мартиросовича Сарьяна «Люблю Армению». На ней посетители знакомились с творчеством семи молодых деятелей искусства, работающих в разных его видах – живописи, скульптуре, графике, разновидностях декоративно-прикладного творчества.
В 2015 году юные ученики четырёх педагогов-участников экспозиции – Армена Ванцяна, Ануш Арутюнян, Алины Казарян и Анжелы Мачкалян – покорили сердца жюри Международного конкурса живописи и графики «На своей земле». Жюри были настолько довольны работой преподавателей школы искусств имени Л. Сарьяна, что спустя год Армен Ванцян и скульптор Артур Саргсян были приглашены в Минск выполнить судейскую миссию на этом конкурсе. А после нелёгкой, но интересной работы в составе жюри они подарили посетителям обширную и разнообразную экспозицию в благодарность за то, что в Беларуси деятели искусства высоко оценили потенциал армянских юных дарований, воспитанных под чутким руководством молодых педагогов.
На открытии выставки звучали искренние поздравления и тёплые слова не только в адрес талантливых гостей столицы; также было много сказано о самой Армении и о дружественных крепких связях с белорусским народом и культурой. Например, было отмечено, что на картинах перед ценителями прекрасного предстала не та Армения, стереотип которой сложился у большинства жителей Беларуси, не та «страна ярких красок и солнечного света»: эти художественные произведения, по мнению начальника отдела международных связей БГАИ Екатерины Яковлевны Кёнигсберг, скорее имеют сходство с белорусскими пейзажами.
Доктором философских наук и художественным критиком Вадимом Алексеевичем Салеевым было сказано, что искусство Армении не является агрессивным; оно светлое и открытое, выражающее главным образом общечеловеческие ценности и черты характера; изобразительному искусству Армении свойственен такой признак, как гуманистичность, которая с каждым десятилетием в искусстве постмодернизма всё глубже уходит в небытие и предаётся забвению.
Наталья Алексеевна Святкина, руководитель общественной организации «Белорусский зелёный крест» и координатор проекта «На своей земле», отметила, что для дружественных отношений между Беларусью и Арменией, а также любыми странами вообще, искусство является самым сильным и мощным фактором.
Егор Егорович Батальонок, член жюри международного конкурса «На своей земле», отметил творческий опыт и потенциал, переданный ученикам преподавателями школы искусств им. Л. Сарьяна, подкрепив свои слова цитатой среднеазиатского философа Алишера Навои: «Его (учителя. – авт.) дело самое трудное… Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить!»
К слову, посетители выставки, получив впечатления от багажа творческих возможностей молодых армянских мастеров, могли дальше продолжить ознакомление со способами эстетического развития детского внутреннего мира на чтениях Международной конференции художников-педагогов «Современное художественное образование детей и молодёжи» в БГАИ с 3 по 7 февраля.
Наиболее активно на выставке было представлена живопись Армена Ванцяна. Его работы в целом носят спокойный характер, без резких контрастов; некоторые пейзажи, такие как «Весна на берегу озера» и «Дзорахпюр», этим самым напоминают белорусские образы природы.

При взгляде на картину навеваются различные ассоциации: возможно, Комитас, находясь среди переливающихся от рассветных лучей солнца гор, вспоминает старинный напев предков; а может быть, песня доносится на рассвете откуда-то издалека, а Вардапет прислушивается с чувством и вниманием к её мелодии.
Ещё одна работа, диптих «Возрождение», выполненная акрилом, открывает посетителю Ереван начала XX века и большую армянскую церковь — они отстраиваются, поднимаясь из руин после разрушений. В акварельных работах «Воспоминания» и «Весеннее настроение» преобладание холодных оттенков создаёт ощущение сказочности и фантастики.
Нельзя не заметить среди экспозиции работы Арпине Авагян. В некоторых из них — «Сирень», «Отстрелянные патроны» — художница избрала весьма необычное направление в живописи – фовизм, и поэтому своеобразие картинам придают очень крупные мазки, создающие контрастность цветов за счёт того, что они не перетекают плавно друг в друга; создаётся ощущение «плавающего» отражения в воде. Также Авагян умело накладывает на акварельный рисунок слой мелких тонких линий стержнем, в результате чего образовывается синтез живописи и графики («Тяжёлые годы», «В неизвестность», «Моя деревня», «Весна в Тавуше», «Родной пейзаж»). Работы Авагян в смешанной технике показывают все грани сельской природы и жизни: от самых красочных и благоухающих природных явлений до тягот трудных будней.
О великих древних колоннах памятника эллинистической культуры, находящегося на территории Армении, напомнила в своей работе заведующая художественным отделением школы искусств имени Л. Сарьяна Алина Казарян. Не забыла она заставить полюбоваться красотой душистых цветов в атмосфере домашнего уюта в своём «Натюрморте». Обе картины нарисованы обычными цветными карандашами.
Ануш Арутюнян поделилась своим умением работать в живописи и графике.
Картине «Сагмосаванк», на которой изображён древний армянский монастырь на крутом скалистом холме, свойственно обилие плавного сочетания нежных тонов. Это сочетание делает рисунок более лёгким и полётным; создаётся ощущение пространства и прозрачного горного воздуха. «Дом в Аштараке» — это чистая графика: тонким и весьма непростым языком линий рассказывает картина о скромном армянском сельском домике, который нежно обвивают гибкие виноградные лозы и перед которым стоит небольшой столик, всегда готовый тепло принять гостей. Не забывает Ануш Арутюнян помимо общеевропейских видов искусства и о традиционном армянском ковроткачестве: небольшой, скромный по расцветке, но интересный самобытными узорами карпет также послужил украшением выставки.
Среди графических эстампов Артура Акопяна своим неповторимым колоритом и историческим духом проникнута гравюра «Санаин», где за ветвями старых, уже обронивших свою листву деревьев прячутся хранящие глубокую многовековую историю древние гавиты с также по-осеннему поникшими арками.
Скульптуры, а точнее, их фотографические копии были представлены педагогом школы имени Л. Сарьяна Артуром Саргсяном. Для создания работ скульптор использует мрамор, туф и базальт, а в качестве ориентира в технике выбирает для себя для себя искусство Древнего Востока: Египта, Шумера, Ассирии.
Интересно, что в своих работах Саргсян умело придаёт древневосточные черты не кому-нибудь, а библейским персонажам. Так, «Адам и Ева» напоминают о таинственных рисунках на стенах внутри египетских пирамид. А лик Христа из базальта, в частности, разрез глаз, приобрёл черты лиц людей в скульптурах и рельефах Междуречья. Изящные и ровные крылья, которые были свойственны мифологическим персонажам Месопотамии, внезапно «вырастают» у различных животных, например,кошек или барана.
Пополнили экспозицию работы Анжелы Мачкалян в различных видах декоративно-прикладного искусства, таких как батик («Человеческая комедия»). Нельзя не заметить сверкающую блеском своей яркой чешуи «Волшебную рыбку». Также выставку украсил самобытный армянский повседневный национальный костюм; цветочный орнамент нанесён Мачкалян на ткань натуральной краской, полученной из шелухи лука.
Не только белорусские и армянские посетители выставки оценивали достоинства работ. Посчастливилось увидеть армянские красоты в разных воплощениях и гостям из Москвы, Челябинска, Донецка. Сразу после успешного проведения экспозиции в Минске школа искусств имени Лазаря Сарьяна продолжит своё путешествие по Беларуси в Витебске.
Надежда ТУЛИНОВА, фото автора





Выставка организована общественной организацией «Белорусский зеленый крест» совместно со Школой искусств им. Л. Сарьяна (Ереван, Армения) при поддержке Белорусcкой государственной академии искусств в рамках Международного художественного проекта «На своей земле».